Понедельник, 29.04.2024, 11:26
Приветствую Вас, Гость

Развитие от 0 до 3 мес.

0 мес - 

зрение:

до двух месяцев происходит развитие  первой формы общения - зрительного. К концу этого периода ребенок хорошо фиксирует взор на лице взрослого, следит за его движениями.  

   В первую неделю жизни ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете. Должно быть сужение зрачка при освещении. Считается, что острота зрения рассчитана на фиксацию и опознание материнского лица во время грудного кормления. Лучше он воспринимает предметы, расположенные в 19 см от его лица. Все, что находится ближе или дальше этого расстояния, кажется ему расплывчатым. 

   В возрасте около 18-20 дней новорожденный фиксирует взглядом неподвижный предмет (лицо взрослого) на расстоянии 40-50 см в течении 5-10 секунд.

слух:  

первые реакции на звуки примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже-замирание. Отличает голос матери от других голосов, произносящих его имя. Развитие этой способности начинается еще в период внутриутробной жизни (слух, так же как и зрение, функционирует уже у семимесячного плода). Знакомый голос матери равнозначен безопасности. В возрасте трех недель ребенок прислушивается к звукам. Успокаивается при сильном звуке.

развитие речи:

считается, что оно начинается с крика, когда малыш в ответ на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, боль) и снаружи (свет, громкие звуки, касание), сигнализирует различными голосовыми модуляциями. Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому. 

   Чуть позже, через 18-20 дней после рождения, ребенок в спокойном состоянии произносит звук "а".

эмоциональное развитие:

сразу после рождения ребенок еще не умеет радоваться появлению матери. Его крик адресован всем как сигнал.

   Ближе к трем неделям жизни со стороны малыша появляются ответные реакции на внешние воздействия: в ответ на прихлопывание  поглаживание, ласковый голос и взгляд новорожденный потихоньку начинает улыбаться. Это новый важный этап в развитии, который говорит о том, что малыш видит и слышит.

   Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - "комплекс оживления". Это эмоционально-положительная реакция в ответ на появление родного человека, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичными, не координированы. В комплексе зарождается координация движений.

   Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

сфера чувств:

малыш делит внешние раздражители на две группы: приятные и неприятные. К первым относятся запах молока, лицо матери, покачивание, поглаживание. Неприятны-громкие звуки, неприятные запахи, внезапный свет.

   Обоняние очень тонкое, хорошо развито. Новорожденный узнает мать по запаху раньше, чем запомнит ее лицо. Вероятно, больше всего влияет запах молока, а также специфические запахи мыла и косметики. Поэтому несколько месяцев маме лучше не менять косметику, используемые в первые дни жизни ребенка. В отличие от других чувств, обоняние не развивается, а слабеет с возрастом.

 

1мес

Зрение:

смотрит на источник света. Сосредотачивает (фиксирует) взгляд на матери, на неподвижном предмете. Пытается следить следить за плавно передвигающими предметами (расстояние от глаз 20-50 см). Удивляется всему, что видит.

слух:

вздрагивает, закрывает глаза. Начинает прислушиваться к более тихим звукам. Прекращает или изменяет характер плача в ответ на голос взрослого. 

эмоциональное развитие: 

первая осознанная, и, возможно, нечеткая мимолетная улыбка на ласковый и напевный голос матери и при виде любимых людей - папы, мамы и тех, кто ухаживает за ребенком.   

социальное развитие:

успокаивается на руках. Смотрит на рот взрослого при общении.

2мес

Зрение:

развивается в нескольких направлениях. Сосредоточение на неподвижном предмете (лице взрослого или другого ребенка) становится более длительным (до 25 секунд). Малыш внимательно и серьезно рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу, уверенно отыскивает глазами взрослого. В этом возрасте ребенок часто отвлекается во время еды, так как развивается острота зрительного восприятия. 

Двухмесячный малыш уже имеет следить непрерывно (10-15 секунд) за передвигающими взрослыми или крупным предметом, расположенном на большом расстоянии, поворачивая голову вправо и влево. Следит взглядом за движущейся в горизонтальном направлении игрушкой, а иногда толкает ее ручками. 

слух:

ко всему прислушивается, особенно к речи матери и к звуку погремушки. Для двухмесячного малыша характерны ищущие повороты головы на длительный (3-5 секунд) звук или голос матери. Он замирает, услышав знакомый звук погремушки, или улыбается, когда слышит голос взрослого.

 

эмоциональное развитие:     

преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица в ответ на ласковое обращение. К первой, зрительной форме общения прибавляется мимическое. Ребенок осознанно, быстро, широко и долго улыбается любому взрослому в ответ на его улыбку и ласковую негромкую речь. Затем к мимическому и зрительному общению добавляются движения рук: при виде улыбающегося взрослого ребенок улыбается и машет руками, то есть проявляет "комплекс оживления", характеризующий практически все виды развития малыша - его двигательную, голосовую и познавательную активность.

   Постепенно усложняется поведение ребенка - он чувствует настроение окружающих людей, сердится, если его не понимают. Выражает желание побыть в обществе. Подает сигналы и ждет. Выказывает эмоции: доволен, недоволен. Протест выражает гримасой. Различает мимику и тон, ласку и жалость. Если здорового ребенка все время жалеть (ах, какая же ты маленькая, бедненькая!), он в последующем станет себя воспринимать больным. Даже если ребенок болеет, жалость не демонстрируют. Иначе он будет чересчур требовательным.     

предречевое развитие:

  для двух месяцев характерно начальное гуление. Малыш произносит отдельные гласные звуки не только в ответ на разговор, но и самостоятельно, и повторно.





                                          Игры для ребенка от 0 до 3 месяцев


Игра "Нету!"

   Поскольку ваш малыш только появился на свет, все свое время он проводит, знакомясь с новым для него миром. Вы можете помочь ему в этом.

Вам понадобится

  • мягкие разноцветные игрушки

  • коробка

  • Простыня, полотенце или ткань

   1.Возьмите несколько мягких разноцветных игрушек и положите их в корзину так , чтобы малыш их не видел.

   2. Достаньте одну игрушку из коробки и покажите их малышу. Держите игрушку поближе к своему лицу и разговаривайте с ребенком, привлекая его внимание.

   3. Когда малыш будет рассматривать игрушку, накройте её тканью.

   4. Скажите ему: "Нету!"

   5. Подождите пару секунд, затем быстро снимите ткань с игрушки и радостно воскликните:"А вот и она!"

   6. Повторите с разными игрушками.

 

   После того как вы спрятали игрушку несколько раз, уберите ее. Понаблюдайте за тем, как ребенок на это отреагирует. Затем опять покажите ему игрушку. Чтобы заинтриговать малыша, прячьте игрушки в разных местах.

   Если ваш малыш расстраивается, когда игрушка исчезает, прячьте ее медленно, чтобы он мог ее видеть.

 

Игра "Смотри"

   Эта игр хороша тем, что ребенок учится держать голову (В моем случае ребенок начал держать в 1,5 месяца, а в 2 уже уверенно).

   Для этого вам понадобятся яркие игрушки (где-то 10) .

   Расставьте на верхний уровень (полка, горка, стенка) в ряд. Поднесите малыша к игрушкам и расскажите эмоционально про каждую. "Вот лягушка, ква, ква, ква", "Вот уточка кря, кря,кря", "Вот зайчик попрыгайчик".

   Показывайте, но не переусердствуйте, малыш может устать, и ему будет не интересно.

 


 Игра "Мое отражение"

 

   Ничто нет вызывает у ребенка такого удивления, как открытие своего удивления, как открытие своего отражения. Ребенок удивляется, и оно удивляется, ребенок машет ручками, и оно машет.  Малыш качает головой, и оно качает. Это тоже открытие мира и познание себя, пусть еще и неосознанное. 

    Затем пускать зайчиков, показывать в зеркале игрушки, крутить и поворачивать зеркало, менять его размер. Следите, чтобы оно было безопасным.

    Позже малыш начнет узнавать свое отражение в нем. Это будет вызывать неописуемую радость с включением двигательного и голосового компонента. Он будет заигрывать с отражением, разговаривать с ним.

                                                                                                                              Игра "Знакомимся с телом"

  Малыш в этом возрасте в основном прислушивается к себе, к своему организму. Он не знает, что у него есть ручки, ножки, животик. Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.

   Малыш лежит на спине на руках у мамы. Возьмите его ручки и поднесите ко рту. Скажите:"Пальчики вы, пальчики". Прикоснитесь к ним щекой. Затем поцелуйте пальчики на ножках. Подуйте на них, проведите его пальчиками по своим губам.

     Прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Скажите: "Это чей тут животик?". Поцелуйте малыша в животик. Называйте другие части тела малыша и целуйте их.   

    Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.

 

Игра "Пум-пурум"

   Для ребенка первых месяцев жизни характерно так называемое "ротовое внимание при общении". То есть ребенок старается ответить, вступить в разговор, двигая губами, открывая и закрывая рот. Он выражает радость всем телом, энергично двигая руками и ногами. Поощряйте его на эмоциональное общение, вытяните губы, пропойте низким голосом "бу-у-у-у", затем высоким - "пи-и-и-и". Покачайте головой, сказав "пум-пурум-пум-пум". Пощелкайте своим языком, надуйте щеки, нахмурьте брови, наморщите лоб.

     Игра развивает речевое общение и взаимопонимание. Не забудьте повторить за ребенком все его звуки, поиграйте в диалог. 

 

                                                                                                             ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

   Ее делают с месячного возраста. Она важна для развития мелкой моторики, развития речи. К тому же, массируя пальчики и показывая их ребенку, вы даете возможность получить представление о его собственном теле. Перебирая пальчики на руке ребенка, тихонько напевайте:

                  Этот пальчик танцевал,

                  Этот пальчик рисовал.

   То же можно проделать с пальцами ног.