3 мес.
Зрение:
рассматривает яркую игрушку долго и с удовольствием. Видит на расстоянии более четырех-, семи метров. Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. Находясь в вертикальном положении, сосредотачивает взгляд на лице говорящего человека или на игрушке. Смотрит на предмет, который держит в руке.
слух:
сосредоточенно слушает звуки. Различает голоса своих и чужих, начинать понимать интонацию. В этом возрасте малыш быстро и безошибочно находит источник звука.
эмоциональное развитие:
яркая эмоциональная реакция на появление родного человека (полный "комплекс оживления" с голосовым и двигательным компонентами).
пред речевое развитие:
реагирует гулением в ответ на обращение взрослого. Воспроизводит гласные звуки "ахх", "эхх", "охх". В 3 месяца именно речь вызывает у малыша сосредоточенное внимание. Ребенок смотрит в глаза, сначала беззвучно двигает губами, затем сам начинает издавать звуки.
Малыш также учится управлять интонацией. В зависимости от причины он по - разному плачет, делая паузы. Крик становится более выразительным, и мать обычно по интонации может узнать причину плача ребенка.
социальное развитие:
изучает себя (рассматривает себя и свое отражение в зеркале, ощупывает себя) и начинает отличать себя от других. Продолжая изучать окружающие предметы и людей, начинает узнавать их при повторной встречи.
4 мес.
Зрение:
узнает мать или близкого человека, радуется, иногда гулит или тянется к ним. Управляет своими движениями под контролем зрения. Начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы. Различает цвет и форму предметов.
Слух:
быстро находит глазами источник. Ищет невидимый источник звука. Узнает голос матери, выделяет его среди других, ищет ее взглядом, прислушивается, улыбается.
Пред речевое развитие:
период от четырех до шести месяцев называют "расцвет гуления". Малыш певуче произносит гласные звуки, близкие к "а", "ы", "у"(два и более), возможно, в сочетании с согласным "г". Начинает понимать, что предметы имеют свои названия.
Эмоциональное развитие:
в четыре месяца развитие эмоциональности - движущая сила мышления. Легко возникает "комплекс оживления" (до четырех минут): громко смеется в ответ на обращение, проявляет радость при виде игрушки. Оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются. Перестает плакать, когда с ним разговаривают. Адекватно реагирует на спокойную и плясовую музыку. Начинает хлопать в ладоши. Общается со всеми членами семьи.
5 мес.
Зрение:
учится отличать близких людей от чужих по внешнему виду, эмоционально реагируя на их желание вступить с ним в общение.
Понимает, что означает различное выражение лица окружающих-радость, гнев, грусть и пр. Переводит взгляд с одного на другого, с предмета на предмет. Пятимесячный малыш может рассматривать предмет обоими глазами на близком расстоянии, различать величину, форму, основные цвета. Реагирует на маску. Узнает бутылочку или грудь. Смотрит на свое отражение в зеркале.
Слух:
различает строгую и ласковую интонацию (адекватно реагирует: оживляется или беспокоится). Смотрит внимательно на объект, издающий звук. В пять месяцев малыш любит слушать негромкие мелодии.
Пред речевое развитие:
ребенок все чаще общается со взрослым посредством звуков и мимики. Начинает улавливать смысл слов по интонации говорящего и может повторять звуки, подражая взрослому.
Эмоциональное развитие:
в пять месяцев ребенок уже по ситуации понимает, что сейчас его будут кормить, и успокаивается. Увидев нечто такое, что интересует его, он реагирует на это всем своим телом, тянется и пытается достать предмет.
Продолжается важный период развития психики: формируется доверие к миру. Малышу в этом возрасте ни в коем случае нельзя разлучаться с матерью. Именно к пяти месяцам у ребенка начинает формироваться чувство привязанности к близкому человеку, чаще всего к матери.Поэтому близкие вызывают у пятимесячного малыша яркие положительные эмоции. Вид незнакомых людей часто вызывает напряженность, ребенок вглядывается в них и может даже заплакать.
Упражнения от 3 до 6 месяцев
Упражнения для рук в положении лежа на спине
Упражнение возможно только при отсутствии сопротивления ручек.
И.п.: малыш лежит на спине. Взяв его кисти в свои руки и слегка встряхнув их, разводим в стороны и поднимаем вверх над головой ребенка, при этом он должен сделать вдох. Через несколько секунд опускаем и прижимаем их к грудной клетке - происходит выдох. Ритм движения рук ребенка должен соответствовать ритму его дыхания. Повторите 4-5 раз.
Упражнения тренирует глубину и ритмичность дыхания (важно для развития речи).
Парение
Это упражнение обычно нравится детям. Да и выполнять его очень просто: мама берет малыша за бока и поднимает над собой на вытянутых руках. Находясь в таком положении, ребенок выгибает спину, напрягая мышцы пресса, ручек и ножек. Если маме по каким -либо причинам нелегко поднять и держать малыша на весу, можно положить малыша животиком на мячик и придерживать его с боков. Упражнение очень полезно для укрепления мышц спины.
Сорока-белобока,
Научи меня летать!
Невысоко, недалеко,
Только солнышко видать!
Малыш лежит на спинке, а мама, взяв его ручки в свои, сначала разводит их в разные стороны, слегка растягивая, а затем сводит их перекрестно на груди ребенка
Это помогает укрепить связки и мышцы рук и плечевого пояса. а кроме того, является дыхательным упражнением.
Тяну-Тяну холсты
На рубашечку, Тяну-тяну холсты
На полотенечко!
Малыш лежит на спинке, а мама захватив одной рукой ножку, а другой- ручку малыша, тянет лоток левой ручки к коленке правой ноги, затем мама проделывает те же действие с правой ручкой и левой ножкой.
Это упражнение укрепляет косые мышцы живота, помогает малышу координировать работу ручек и ножек, а также благотворно влияет на развитие мозга.
Гимнастика для ручек
Малыш лежит на спинке, а мама, взяв его ручки в свои, поочередно вытягивает их вверх, вниз, в стороны сгибает ручки так, чтобы кулачки оказались у плечиков. Помимо того, что это упражнение укрепляет мышцы, оно полезно еще и тем, что помогает малышу "узнавать" свои ручки, скоординировать их работу, что как раз и происходит приблизительно на 3-м месяце жизни.
Сгибание-разгибание ножек
Галки-вороны,
Все ли здоровы?
Одна галка не здорова,
Себе ножку проколола.
Мы поедем во Торжок,
Купим галке сапожок!
Играя с ребенком, мама кладет его на спинку и двигает ножками малыша, имитируя ходьбу. Пяточки малыша при этом как бы скользят по поверхности, отрываются и снова скользят.
Упражнения великолепно развивает мышцы ножек, способствует правильному формированию суставов, укрепляют связки.
По большой дороге
Шли большие ноги:
Топ-топ-топ!
А по маленькой дорожке
Шли маленькие ножки:
Топ-топ-топ!
Массаж важен, если у ребенка понижен мышечный тонус. В выполнении его нет ничего сложного - это простое пощипывание ножек, ручек, грудки или спинки.
Прием оказывает выраженное стимулирующее действие, поэтому прибегать к нему следует только в случае необходимости.
Щиплю, щиплю травку,
Зеленую муравку,
Дедушке - на кафтанчик,
Бабушке- на сарафанчик.
С 3 месяцев малышу следует помогать в освоении поворотов. Повороты не только развивают мышцы ручек, ножек, спинки и животика, но и полезны для тренировки равновесия и вестибулярного аппарата. Обычно ребенок вначале учится переворачиваться со спинки на бочок, а затем и на животик
Мама берет малыша за ручку и помогает ему перевернутся, стараясь, конечно, чтобы он сделал это сам. Лучше всего повернуться в одну и в другую сторону поочередно несколько раз. Очень хорошо если ребенок сам вытянет ручки, но мама может ему помочь, если у малыша это не получается (обычно это происходит после 3 месяцев).
Толкачи-рогачки,
Перевертышки!
Толкачи-рогачки,
Перевертышки!
Бокс
Малыш лежит на спинке, а мама, захватив его ручки своими, производит движения, имитирующие удары боксера. Упражнение укрепляет мышцы ручек, плечевого пояса.
Идет кузнец из кузницы,
Несет кузнец два молота,
Тук, ту, тук, тук,
Да ударит разом вдруг!