Четверг, 28.11.2024, 14:02
Приветствую Вас, Гость
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.



Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Выполнять упражнения желательно систематически, уделяя им по 5-10 минут ежедневно. 

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов: 

1. "Сидит белка..." 
Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому. 
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца. 

2. "Дружба" 
Дружат в нашей группе девочки и мальчики 
(пальцы рук соединяются в "замок"). 
Мы с тобой подружим маленькие пальчики 
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). 
Раз, два, три, четыре, пять 
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), 
Начинай считать опять. 
Раз, два, три, четыре, пять. 
Мы закончили считать 
(руки вниз, встряхнуть кистями). 

3. "Дом и ворота" 
На поляне дом стоит ("дом"), 
Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). 
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), 
В этот домик приглашаем ("дом"). 
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения: 

4. "Кольцо" 
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; 
то же упражнение выполнять пальцами левой руки; 
те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки; 

5. "Пальцы здороваются" 
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д. 

6. "Оса" 
выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; 
то же левой рукой; 
то же двумя руками; 

7. "Человечек" 
указательный и средний пальцы "бегают" по столу; 
те же движения производить пальцами левой руки; 
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки"); 

8. "Коза" 
вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; 
то же упражнение выполнить пальцами левой руки; 
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; 

9. "Очки" 
образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; 

10. "Зайчик" 
вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; 
то же упражнение выполнить пальцами левой руки; 
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; 

Развитию ручной моторики способствуют также: 

♥ Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; 

♥ Нанизывание бус, бисероплетение; 

♥ Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; 

♥ Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы; 

♥ Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; 

♥ Рисование по точкам, пунктирным линиям; 




      
Мелкая моторика. Развиваем мелкую моторику. Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрен
 ия, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. 

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. 
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.