Воскресенье, 01.12.2024, 06:30
Приветствую Вас, Гость

Развитие памяти

Собрались несколько зверей на поляне и играли (накройте  платком всех). Вдруг один исчез (одну игрушку уберите незаметно). Кто же ушел, задумались звери.

*** 

Возьмите  новые игрушки или предметы, похожие на известные ребенку объекты и допускающие  несколько разных действий с ними.

     Покажите ребенку новый объект и 2-3 раза продемонстрируйте действие с ним. Отложите в сторону. Потом возьмите другой новый объект и покажите совсем отличные действия с новым предметом. Отложите. Потом используйте третий новый объект и новое действие. Отложите. Например:     пластиковое яйцо, которое звучит при встряхивании, воздушный шар, летящий к потолку, когда отпускают веревку, и электронная игрушка, начинающая двигаться при нажатии кнопки.

     Через 2-3 часа (или на следующий день) дайте все три объекта ребенку и посмотрите, что он будет  делать. Будет он Вам подражать? Если нет, пусть сам исследует. Потом снова продемонстрируйте нужные действия и пусть подражает. Возможно, нужно еще попрактиковаться в имитации действий, но    без отсрочки.

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. Начинайте в 3 игрушек. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые игрушки.

*** 

Возьмите несколько фигурок животных или мягких игрушек. Зверюшки играли во дворе, танцевали и кувыркались. Но вдруг одного мама позвала домой кушать. Закройте на миг игрушек платком или дощечкой и уберите одну. Кто же ушел.?Количество игрушек увеличивайте.

***

Вспомни и покажи

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, прыгающего зайца, косолапого медведя, летящую птицу).

***

В гости к зайке пришли его друзья (начиная с 3-х). Зайка дал поиграть им в свои  игрушки. (Каждому «другу» раздается по маленькой игрушке). Друзья немного поиграли и решили пойти поиграть на улицу. Игрушки все убрали. Погуляли, решили снов а поиграть дома. Какая же игрушка у кого была? 

Постепенно увеличивайте количество  игрушек и перерыв.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. 
ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ. 
 


Эти задания формируют сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. 

Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно. 

1. ШКАФЧИКИ 
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку. 

2. ЧТО ИСЧЕЗЛО? 
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло. 

3. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? 
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. 

4. ХУДОЖНИК 
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки. 

5. ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ 
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. 
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов). 
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. 

6. ВСПОМНИ И ПОКАЖИ 
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.). 

7. ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ 
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола. 

8. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ 
✔ Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. 

То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное. 

Например, называете семь фраз: 
- Мальчику холодно. 
- Девочка плачет. 
- Папа сердится. 
- Бабушка отдыхает. 
- Мама читает. 
- Дети гуляют. 
- Пора спать. 

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой. 

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо. 

✔ Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. 

Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. 
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.