Главная » Статьи » Мои статьи |
18 Игр в ванной
Речевые навыки малыша необходимо совершенствовать всюду. Даже ванная комната может превратиться в логопедический кабинет. Многие малыши просто обожают воду. Они ищут любую возможность, чтобы открыть кран и вволю поплескаться. Однако есть и такие детки, у которых от одного только слова „мыться” начинается истерика. То ли мыло когда-то ненароком в глаз попало, то ли водички нахлебались. Одним словом, боятся они воды. Тем не менее и страстным любителям водных процедур, и „боякам” веселые речевые игры в ванной должны, несомненно, понравиться. Одних они развлекут, а других избавят наконец от страхов и комплексов. Для маленьких непосед ванная комната станет самым притягательным местом в квартире. Ведь там чего только нет! 1. Шмель Ах! Какой чудесный запах! (И вы, и ребенок должны изобразить на лице истинное удовольствие.) Пахнут так шампунь и гель. (Дайте малышу понюхать эти средства.) Вот, решив помыться в ванной, К нам летит мохнатый шмель. (Проследите глазами полет воображаемого шмеля.) Ж-ж-ж-ж! — жужжит над пеной он, (Роль шмеля исполняет ребенок.) — Буду чистым, как Антон! (Взрослый в это время совершает „помывку” ненаглядного чада.) (Е. Карельская) Для следующего речевого спектакля может пригодиться игрушечная сорока или картинка с ее изображением. Сценическое действие также разворачивается в ванной. Роль сороки исполняет взрослый. Ребенок должен выучить повторяющиеся слова „Сорока, сорока, отдай …”. Какой предмет должна отдать сорока — показывает взрослый. Затем исполнители меняются ролями. 2. Жадная сорока — Сорока, сорока, отдай мыльце! — Не дам, не отдам! Возьму твое мыльце, Дам своему сорочонку умыться. — Сорока, сорока, отдай полотенце! — Не дам, не отдам! Возьму твое полотенце, Повешу его на дверце. — Сорока, сорока, отдай гребешок! — Не дам, не отдам! — Возьму твой гребешок, Засуну его в мешок! — Сорока, сорока, отдай зеркальце! — Не дам, не отдам! Возьму твое зеркальце, Отдам его дeвице! Без зеркала как же обойтись? Без зеркала плохо! 3. ЗЕРКАЛО Зеркало любит Чистые лица. Зеркало скажет: — Надо умыться. Зеркало охнет: — Где же гребенка? Что же она Не причешет ребенка?! (А. Кондратьев) Только ведь и гребешок отобрала жадная сорока! Кто же нас выручит? Петушок! Взрослый делает из рук „петушка”: ладонь к ладони, большие пальцы — клюв, остальные пальцы — прямые, изображают петушиный гребень. Таким же образом и ребенок складывает руки. Два „петушка” раскрывают клювы, кукарекают, топорщат свои гребешки. 4. ПЕТУШОК Петушок, петушок, Подари мне гребешок! Ну пожалуйста, прошу! Я кудряшки расчешу. (Г. Логздынь) Конечно, ребенку надо объяснить, что гребешок петушка и расческа-гребешок — не одно и то же и что это же слово может обозначать еще и двухстворчатого моллюска. Кроме „гребенки”, „гребешка” есть слово „гребень”. Оно также употребляется в значении „расческа” и „украшение-вырост на голове петушка”. Но ГРЕБЕНЬ еще и вершина: у волны, у холма, у скал. Сложно? Что поделаешь! Когда-то же надо начинать знакомить ребенка с весьма распространенным явлением в русском языке: МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ. 5. Разные раковины В ванной комнате можно найти и другие многозначные слова. Например, „кран”, „плитка”, „губка”, „раковина”. О последнем слове лучше всего расскажет мальчик Данила, герой моего рассказа „Почему я не люблю мыть уши”: „Летом мы с папой и мамой были на море. Там я насобирал целый пакет РАКОВИН. Они такие разные! Если их к уху приложишь — в них море шумит. Я заметил, что наше ухо очень похоже на РАКОВИНУ. В ухе тоже есть всякие завиточки, загогулины, углубления. Оказывается, по-научному ухо так и называется: РАКОВИНА, только ушная. Все РАКОВИНЫ между собой связаны. Не верите? Вот утром мама мне обычно говорит: „Данила, отправляйся в ванную, вымой над РАКОВИНОЙ уши”. Это значит: я ушные РАКОВИНЫ должен над РАКОВИНОЙ-умывальником мыть. В умывальник-РАКОВИНУ из крана вода течет. Она даже в ухо-РАКОВИНУ попасть может! А от этого ухо разболится. Или вообще оглохнет! Как тогда я услышу шум моря в морской РАКОВИНЕ? Вот потому-то уши мыть я не люблю”. А ваш малыш любит умываться и мыть уши? Если нет, прочтите ему эти стихи: 6. Грязнули Кто зубы не чистит, Не моется мылом, Тот вырасти может И слабым, и хилым. И дружат с грязнулями Только грязнули, Которые сами В грязи утонули. Из них вырастают Противные бяки, За ними гоняются Злые собаки. Грязнули боятся Воды и простуд, А дети-грязнули Совсем не растут! (М. Котин) Кто они, грязнули? Спросите сыночка, кого называют грязнулями. Не исключено, что он подумает про поросят и скорчит при этом рожицу. Самое время вспомнить о мимических и артикуляционных упражнениях. 7. Морщим носик Почему наморщил носик Саша и Артемка? Потому что увидали В луже поросенка! Фи-и-и!!!(Е. Карельская) А дочка расскажет, как ее кукла однажды упала в лужу и испачкала платье, а потом улеглась в нем на чистое покрывало. Какое при этом выражение лица будет у вашей чистюли-дочки? Наверняка надменно-презрительное. 8. Чистюля и грязнуля „У-у-у! — сказала Аня Кукле на диване. — Ты ведь в ванной не была, Почему сюда легла? Я — красавица, чистюля, Отчего же ты — грязнуля?!” (Е. Карельская) Чистюли, воображули Расскажите малышу, что чистюлями можно назвать язычок, губки и зубки. Если под рукой нет зубной щетки, язычок прекрасно обойдется и без нее! При выполнении артикуляционных упражнений не обойтись без зеркала. Как хорошо, что в ванной комнате оно есть! 9. Язычок-щеточка Язычок почистит зубки И снаружи, и внутри (провести язычком по внешней и внутренней поверхности зубов). Вправо-влево, влево-вправо (соответственно), Вот как ловко — посмотри! (Е. Карельская) 10. Зубная щетка Эта щетка для Андрейки (роль зубной щетки исполняет язычок): — Чисти зубы поскорей-ка! Раз, два, три. Раз, два, три. Вот так зубки! Посмотри! (Н. Нищева) А как же губки? Их тоже никак нельзя оставить грязными! 11. Губки умываются Губки умываются, (язычок круговым движением как бы „умывает” верхнюю и нижнюю губку), Губки вытираются. (Потереть верхнюю и нижнюю губку друг о друга.) Их помощник в этом деле — Язычок! (Положить спокойный широкий язычок на нижнюю губку и удерживать его некоторое время.) Вы разглядели? (Е. Карельская) 12. Язычок моют… Кто помоет язычок? Он устал — нет мочи! (Положить расслабленный, широкий язык на нижнюю губку.) Зубки трут его бочок (язык трется о верхние и нижние зубки), Спинку, корень, кончик. (Е. Карельская) Верхние зубки при желании могут даже „причесать” язычок. 13. Расческа Зубки верхние сказали: (вывернуть верхнюю губку к носику, обнажив верхние зубы): — Чем мы — не расческа? (Выстроить зубки „заборчиком”.) Согласитесь, что нужна (язычок высовывается, а потом втягивается в рот. При этом его поверхность трется о края верхних резцов.) Язычку прическа! (Е. Карельская) Следующее упражнение достаточно трудное. Но попробовать все же стоит. 14. МЫЛЬНИЦА На присоске мыльница В ванной на стене. Как же она держится? Покажи-ка мне! Язычки присосками стали: Раз, два, три! Розовые мыльницы в ротиках: Смотри!(Е. Карельская) Важно, чтобы язычок ПРИСОСАЛСЯ к твердому нёбу, а подъязычная уздечка растянулась как можно больше. Удерживать это положение надо максимально долго. Такое упражнение укрепит все мышцы языка и поспособствует своевременному появлению трудных звуков: шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], соноров [л], [р]. Одну игру-упражнение можно давать целую неделю. Надоела? Разучивайте следующую. Но через какое-то время вспомните, повторите предыдущую. Развлекалочки Наградой за выполнение столь трудных артикуляционных упражнений станут увлекательные игры на дыхание. На досуге займитесь пусканием мыльных пузырей. Благо и мыло, и вода всегда под рукой! 15. Пузыри Посмотри, посмотри, Мы пускаем пузыри! Красный, желтый, голубой, Выбирай себе любой! (Е. Благинина) 16. Мыльные пузыри Осторожно: пузыри! — Ой, какие! — Ой, смотри! — Раздуваются! — Блестят! — Отрываются! — Летят! — Мой — со сливу! — Мой — с орех! — Мой не лопнул дольше всех! (Э. Фарджен) Не менее увлекательное занятие: поддувать плавающие в ванне игрушки. 17. РЕЗИНОВЫЙ КОРАБЛИК Резиновый кораблик Плывет у нас в тазу: — Я маленькую Машу До моря довезу!(Е. Карельская) Выработка сильной воздушной струи необходима не только для увеличения объема легких, но и для постановки звуков. Университеты в ванной Как „делать себя чистым”, ребенка надо учить. Даже в таком простом деле, как мытье рук, без маминой помощи на первых порах не обойтись! 18. Мыло мылится Мыло — мылится, Руки моются, Пена пенится, Дело спорится. Каждый пальчик теперь Будет чистенький. Большой спрятался?! Какой хитренький! (Е. Карельская) И вытираться полотенцем кроху тоже надо учить. Для него это — целая наука! Мы уж не говорим, что каждое действие в ванной комнате надо озвучивать. Применяйте это чаще на практике! Итак, играйте, наполняйте ванную комнату и звуками журчащей воды, и звуками речи: своей и ребенка. | |
Просмотров: 889 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |