Четверг, 28.11.2024, 13:50
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

18 Игр в ванной
18 Игр в ванной. 

Речевые навыки малыша необходимо совершенствовать всюду. Даже ванная комната может превратиться в логопедический кабинет. 

Многие малыши просто обожают воду. Они ищут любую возможность, чтобы открыть кран и вволю поплескаться. Однако есть и такие детки, у которых от одного только слова „мыться” начинается истерика. То ли мыло когда-то ненароком в глаз попало, то ли водички нахлебались. 

Одним словом, боятся они воды. Тем не менее и страстным любителям водных процедур, и „боякам” веселые речевые игры в ванной должны, несомненно, понравиться. Одних они развлекут, а других избавят наконец от страхов и комплексов. Для маленьких непосед ванная комната станет самым притягательным местом в квартире. Ведь там чего только нет! 

1. Шмель 

Ах! Какой чудесный запах! (И вы, и ребенок должны изобразить на лице истинное удовольствие.) 
Пахнут так шампунь и гель. (Дайте малышу понюхать эти средства.) 
Вот, решив помыться в ванной, 
К нам летит мохнатый шмель. (Проследите глазами полет воображаемого шмеля.) 
Ж-ж-ж-ж! — жужжит над пеной он, (Роль шмеля исполняет ребенок.) — Буду чистым, как Антон! (Взрослый в это время совершает „помывку” ненаглядного чада.) 
(Е. Карельская) 

Для следующего речевого спектакля может пригодиться игрушечная сорока или картинка с ее изображением. Сценическое действие также разворачивается в ванной. Роль сороки исполняет взрослый. Ребенок должен выучить повторяющиеся слова „Сорока, сорока, отдай …”. Какой предмет должна отдать сорока — показывает взрослый. Затем исполнители меняются ролями. 

2. Жадная сорока 

— Сорока, сорока, отдай мыльце! 
— Не дам, не отдам! 
Возьму твое мыльце, 
Дам своему сорочонку умыться. 
— Сорока, сорока, 
отдай полотенце! 
— Не дам, не отдам! 
Возьму твое полотенце, 
Повешу его на дверце. 
— Сорока, сорока, отдай гребешок! 
— Не дам, не отдам! 
— Возьму твой гребешок, 
Засуну его в мешок! 
— Сорока, сорока, отдай зеркальце! 
— Не дам, не отдам! 
Возьму твое зеркальце, 
Отдам его дeвице! 
Без зеркала как же обойтись? 
Без зеркала плохо! 

3. ЗЕРКАЛО 

Зеркало любит 
Чистые лица. 
Зеркало скажет: 
— Надо умыться. 

Зеркало охнет: 
— Где же гребенка? 
Что же она 
Не причешет ребенка?! 
(А. Кондратьев) 

Только ведь и гребешок отобрала жадная сорока! Кто же нас выручит? Петушок! Взрослый делает из рук „петушка”: ладонь к ладони, большие пальцы — клюв, остальные пальцы — прямые, изображают петушиный гребень. Таким же образом и ребенок складывает руки. Два „петушка” раскрывают клювы, кукарекают, топорщат свои гребешки. 

4. ПЕТУШОК 

Петушок, петушок, 
Подари мне гребешок! 
Ну пожалуйста, прошу! 
Я кудряшки расчешу. 
(Г. Логздынь) 

Конечно, ребенку надо объяснить, что гребешок петушка и расческа-гребешок — не одно и то же и что это же слово может обозначать еще и двухстворчатого моллюска. Кроме „гребенки”, „гребешка” есть слово „гребень”. Оно также употребляется в значении „расческа” и „украшение-вырост на голове петушка”. Но ГРЕБЕНЬ еще и вершина: у волны, у холма, у скал. Сложно? Что поделаешь! Когда-то же надо начинать знакомить ребенка с весьма распространенным явлением в русском языке: МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ. 

5. Разные раковины 

В ванной комнате можно найти и другие многозначные слова. Например, „кран”, „плитка”, „губка”, „раковина”. О последнем слове лучше всего расскажет мальчик Данила, герой моего рассказа „Почему я не люблю мыть уши”: 
„Летом мы с папой и мамой были на море. Там я насобирал целый пакет РАКОВИН. Они такие разные! Если их к уху приложишь — в них море шумит. Я заметил, что наше ухо очень похоже на РАКОВИНУ. В ухе тоже есть всякие завиточки, загогулины, углубления. Оказывается, по-научному ухо так и называется: РАКОВИНА, только ушная. 
Все РАКОВИНЫ между собой связаны. Не верите? Вот утром мама мне обычно говорит: „Данила, отправляйся в ванную, вымой над РАКОВИНОЙ уши”. Это значит: я ушные РАКОВИНЫ должен над РАКОВИНОЙ-умывальником мыть. В умывальник-РАКОВИНУ из крана вода течет. Она даже в ухо-РАКОВИНУ попасть может! А от этого ухо разболится. Или вообще оглохнет! Как тогда я услышу шум моря в морской РАКОВИНЕ? Вот потому-то уши мыть я не люблю”. 
А ваш малыш любит умываться и мыть уши? Если нет, прочтите ему эти стихи: 

6. Грязнули 

Кто зубы не чистит, 
Не моется мылом, 
Тот вырасти может 
И слабым, и хилым. 

И дружат с грязнулями 
Только грязнули, 
Которые сами 
В грязи утонули. 
Из них вырастают 
Противные бяки, 
За ними гоняются 
Злые собаки. 

Грязнули боятся 
Воды и простуд, 
А дети-грязнули 
Совсем не растут! (М. Котин) 
Кто они, грязнули? 
Спросите сыночка, кого называют грязнулями. Не исключено, что он подумает про поросят и скорчит при этом рожицу. Самое время вспомнить о мимических и артикуляционных упражнениях. 

7. Морщим носик 

Почему наморщил носик 
Саша и Артемка? 
Потому что увидали 
В луже поросенка! 
Фи-и-и!!!(Е. Карельская) 

А дочка расскажет, как ее кукла однажды упала в лужу и испачкала платье, а потом улеглась в нем на чистое покрывало. Какое при этом выражение лица будет у вашей чистюли-дочки? 
Наверняка надменно-презрительное. 

8. Чистюля и грязнуля 

„У-у-у! — сказала Аня 
Кукле на диване. — 
Ты ведь в ванной не была, 
Почему сюда легла? 
Я — красавица, чистюля, 
Отчего же ты — грязнуля?!” 
(Е. Карельская) 
Чистюли, воображули 

Расскажите малышу, что чистюлями можно назвать язычок, губки и зубки. 
Если под рукой нет зубной щетки, язычок прекрасно обойдется и без нее! При выполнении артикуляционных упражнений не обойтись без зеркала. Как хорошо, что в ванной комнате оно есть! 

9. Язычок-щеточка 

Язычок почистит зубки 
И снаружи, и внутри (провести язычком по внешней и внутренней поверх­ности зубов). 
Вправо-влево, влево-вправо (соответственно), 
Вот как ловко — посмотри! 
(Е. Карельская) 

10. Зубная щетка 

Эта щетка для Андрейки (роль зубной щетки исполняет язычок): 
— Чисти зубы поскорей-ка! 
Раз, два, три. Раз, два, три. 
Вот так зубки! Посмотри! 
(Н. Нищева) 
А как же губки? Их тоже никак нельзя оставить грязными! 

11. Губки умываются 

Губки умываются, (язычок круговым движением как бы „умывает” верхнюю и нижнюю губку), 
Губки вытираются. (Потереть верхнюю и нижнюю губку друг о друга.) 
Их помощник в этом деле — 
Язычок! (Положить спокойный широкий язычок на нижнюю губку и удерживать его некоторое время.) 
Вы разглядели? 
(Е. Карельская) 

12. Язычок моют… 

Кто помоет язычок? 
Он устал — нет мочи! (Положить расслабленный, широкий язык на нижнюю губку.) 
Зубки трут его бочок (язык трется о верхние и нижние зубки), 
Спинку, корень, кончик. 
(Е. Карельская) 
Верхние зубки при желании могут даже „причесать” язычок. 

13. Расческа 

Зубки верхние сказали: (вывернуть верхнюю губку к носику, обнажив верхние зубы): 
— Чем мы — не расческа? (Выстроить зубки „заборчиком”.) 
Согласитесь, что нужна (язычок высовывается, а потом втягивается в рот. При этом его поверхность трется о края верхних резцов.) 
Язычку прическа! 
(Е. Карельская) 
Следующее упражнение достаточно трудное. Но попробовать все же стоит. 

14. МЫЛЬНИЦА 

На присоске мыльница 
В ванной на стене. 
Как же она держится? 
Покажи-ка мне! 
Язычки присосками стали: 
Раз, два, три! 
Розовые мыльницы в ротиках: 
Смотри!(Е. Карельская) 

Важно, чтобы язычок ПРИСОСАЛСЯ к твердому нёбу, а подъязычная уздечка растянулась как можно больше. Удерживать это положение надо максимально долго. Такое упражнение укрепит все мышцы языка и поспособствует свое­временному появлению трудных звуков: шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], соноров [л], [р]. 
Одну игру-упражнение можно давать целую неделю. Надоела? Разучивайте следующую. Но через какое-то время вспомните, повторите предыдущую. 
Развлекалочки 
Наградой за выполнение столь трудных артикуляционных упражнений станут увлекательные игры на дыхание. На досуге займитесь пусканием мыльных пузырей. Благо и мыло, и вода всегда под рукой! 

15. Пузыри 

Посмотри, посмотри, 
Мы пускаем пузыри! 
Красный, желтый, голубой, 
Выбирай себе любой! 
(Е. Благинина) 

16. Мыльные пузыри 

Осторожно: пузыри! 
— Ой, какие! 
— Ой, смотри! 
— Раздуваются! 
— Блестят! 
— Отрываются! 
— Летят! 
— Мой — со сливу! 
— Мой — с орех! 
— Мой не лопнул дольше всех! 
(Э. Фарджен) 
Не менее увлекательное занятие: поддувать плавающие в ванне игрушки. 

17. РЕЗИНОВЫЙ КОРАБЛИК 

Резиновый кораблик 
Плывет у нас в тазу: 
— Я маленькую Машу 
До моря довезу!(Е. Карельская) 

Выработка сильной воздушной струи необходима не только для увеличения объема легких, но и для постановки звуков. 
Университеты в ванной 
Как „делать себя чистым”, ребенка надо учить. Даже в таком простом деле, как мытье рук, без маминой помощи на первых порах не обойтись! 

18. Мыло мылится 

Мыло — мылится, 
Руки моются, 
Пена пенится, 
Дело спорится. 

Каждый пальчик теперь 
Будет чистенький. 
Большой спрятался?! 
Какой хитренький! 
(Е. Карельская) 

И вытираться полотенцем кроху тоже надо учить. Для него это — целая наука! Мы уж не говорим, что каждое действие в ванной комнате надо озвучивать. Применяйте это чаще на практике! 
Итак, играйте, наполняйте ванную комнату и звуками журчащей воды, и звуками речи: своей и ребенка. 
Категория: Мои статьи | Добавил: Anastasiya (06.05.2013)
Просмотров: 889 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]